Nokto de la Galaksia Fervojo (kneiphof) wrote,
Nokto de la Galaksia Fervojo
kneiphof

Categories:

Морской фасад Иокогамы

DSC_0755.JPG

Иокогама – это город у моря, город-порт. Именно благодаря международному порту, открытому здесь уже в 1859 году, маленькая рыбацкая деревушка в итоге превратилась в огромный мегаполис, второй по величине город страны.

Как и во многих других портовых городах, во второй половине XX века портовая инфраструктура была перенесена дальше от центра города. А на месте бывшего «старого порта» был создан настоящий «морской фасад» – отличное общественное пространство, где парки и променады мирно соседствуют с реликтами индустриальной эпохи.

О том, какую роль порт Иокогамы играл в «открытии» Японии для внешнего мира во второй половине XIX века, я напишу подробно в посте про холм-район Яматэ (пост пока «дозревает» в черновиках), в определенных кругах более известный, как «Кокурико». Здесь же скажу лишь, что именно Иокогама стала «окном в мир» для Японии и «окном в Японию» для всего остального мира. Хотя одновременно с Иокогамой для международной торговли было открыто и несколько других, так называемых «договорных портов», главным из них была все-таки Иокогама, расположенная совсем близко от Эдо (Токио). Вскоре здесь, в Иокогаме, возникло «международное поселение», где на правах экстерриториальности жили европейские и американские экспаты. Неудивительно, что множество европейских «новинок» и «диковинок» впервые появились в Японии именно здесь, в Иокогаме. Буквально – от первой железной дороги и линии телеграфа до первого кафе-мороженого и парикмахерской, где делали европейские прически.

И все это – благодаря порту! Так что японцы молодцы, что в процессе «реновации» территорий бывшего порта они сохранили реликты той эпохи. Без порта не было бы Иокогамы, и реликты напоминают об его истории.

Далее этот пост я буду писать в «прогулочном порядке», от Морской башни до Минато-Мирай 21.

DSC_0654.JPG
Типичный японский урбанизм, пешеходный виадук между парком «Вид на гавань» и башней Марин-тауэр.

Спустившись со «склонов Кокурико» (точнее – из парка «Вид на гавань») в направлении берега, я первым дело увидел так называемую «морскую башню» Марин-тауэр (Marine Tower, 横浜マリンタワー ).

DSC_0653.JPG
DSC_0657.JPG

Марин-тауэр – самый высокий морской маяк в мире, ее общая высота составляет 106 метров, высота фонаря – 104 метра, а на высоте 100 метров расположена наблюдательная площадка (не поднимался). В одном путеводителе я прочитал, что башня была построена как памятник в честь 100-летия открытия порта Иокогамы. Вот только открытие это состоялось в 1859 году, а башню открыли в 1961! Неужели японцы могли сорвать сроки на два года?

Через дорогу от башни расположены парк Ямасита и стоянка судна-музея «Хикава-мару». По сути, отсюда и начинается морской променад.

DSC_0728.JPG
«Хикава-мару» на вечной стоянке, про нее у меня отдельный пост.

DSC_0662.JPG
Прогулочный кораблик рядом с «Хикава-мару».

DSC_0660.JPG
Парк Ямасита и Марин-тауэр.

Несмотря на веселый вид, история у этого места довольно печальная. Парк Ямасита (山下公園) является своего рода мемориалом Великому землетрясению Канто 1923 года, о котором я уже писал. Тогда в общей сложности погибло 174 тысячи человек. Сильнее всего от землетрясения пострадали Токио и Иокогама. В Иокогаме выгорела четверть территории города. Для создания парка Ямасита использовались обломки и прочий материал из завалов, оставшихся от зданий, разрушенных во время землетрясения. Этот мусор использовали для создания насыпной территории, где разместился парк.

Тем не менее выглядит парк совсем не траурно, а точнее наоборот, празднично! Думаю, что этот парадокс характерен для отношения японцев к смерти. Еще более «выпукло» это отношение проявляется в мемориальном парке того же землетрясения в Токио, который фактически создан на месте кремации останков тысяч погибших, но при этом выглядит, как место для отдыха с детьми. Но о том месте я напишу подробнее позднее.

Парк Ямасита открылся 15 марта 1930 года, а в 1961 году здесь на вечную стоянку была установлена «Хикава-мару». На территории парка есть несколько интересных памятников, в том числе памятник западному парикмахерскому искусству! Да-да, в 1869 году именно здесь, в Иокогаме, открылась первая в Японии парикмахерская в западном стиле. Просто удивительно, с каким пиететом в Иокогаме относятся к даже самым незначительным историческим деталям, связанным с историей контактов Японии с внешним миром! Вполне можно сказать, что роль «окна в мир» (для Японии) и «окна в Японию» для всех остальных» стала частью идентичности Иокогамы. Впрочем, о памятнике я узнал уже по возвращению из путеводителя, так что фотографии у меня нет.

DSC_0729.JPG
Вид морской набережной со стороны парка. Следующий объект прогулки – морской терминал, у которого ошвартован белый корабль.

По пути к морскому терминалу мне попался первый (и последний за всю поездку) неадекватный японец. Без каких-либо японских формальностей ко мне подошел какой-то мужичок алкогольного вида, и несмотря на мои «вакаримасэн» (не понимаю), начал довольно эмоционально что-то рассказывать. Уж не знаю, о своей тяжелой японской жизни рассказывал, наверное. Не скажу, что это вызывало какой-то негатив (агрессии не было), скорее было забавно. Через пару минут он все-таки оставил меня в покое, найдя себе более благодарных слушателей.

DSC_0732.JPG
Променад частично проходит по бывшим железнодорожным виадукам, такая вот местная Хай-лайн. Полицейские и лоцманские (Pilot – лоцман) катера.

DSC_0733.JPG
Мост через залив Иокогамы (Yokohama Bay Bridge, 横浜ベイブリッジ). Мост вантовый, общая длина – 860 метров, наибольший пролет – 460 метров, высота пилонов – 172 метра, высота от уровня воды – 55 метров. Открыт в 1989 году.

А вот и Международный пассажирский терминал Иокогамы или, как сказали бы в России – морской вокзал. Исторически это место известно, как причал Осанбаси (大さん橋). Пассажирский причал на этом месте был построен в 1889-1896 годах. В 1998 году по проекту британского архитектурного бюро Foreign Office Architects здесь был построен современный пассажирский терминал для приема круизных лайнеров.

DSC_0734.JPG

Я бы охарактеризовал морской вокзал Иокогамы, как «здание-ландшафт». Его общие виды на фотографиях наверное не впечатляют. Но зато прогулка по нему вызывает восхищение! Да, по этому зданию можно гулять в самом прямом смысле слова, доступ на крышу свободный. И эта крыша больше всего напоминает современный парк, даже с рельефом!

DSC_0736.JPG
DSC_0744.JPG
DSC_0752.JPG
DSC_0750.JPG
DSC_0747.JPG
DSC_0746.JPG
DSC_0749.JPG
DSC_0757.JPG

Ну а теперь немного «технических» деталей:

DSC_0735.JPG
Телетрап похож на аэропортный, но только увеличенный в несколько раз.

DSC_0737.JPG
Вход.

DSC_0739.JPG
Японская полиция бдит!

DSC_0740.JPG
Внутри похоже на терминал аэропорта.

DSC_0741.JPG
Модель японского корабля «Хокко-мару». Про сам корабль (прототип) информации не нашел, а про модель написано, что она была изготовлена в 1913 году и использовалась в мореходной школе Хакодате в качестве учебного пособия для изучения парусов и такелажа.

Продолжаем прогулку. Реликты индустриальной эпохи.

DSC_0759.JPG
Железнодорожный виадук, ныне – променад.

Следующий пункт маршрута – краснокирпичные склады (Red Brick Warehouses, 横浜赤レンガ倉庫). В прошлом – портовые (точнее – таможенные) пакгаузы, ныне – место размещения ресторанов, бутиков и т.д. Здесь также проводятся выставки, концерты, и прочие мероприятия. Они были построены в 1911 и 1913 годах и использовались как таможенные склады до 1989 года с перерывом на 1945-1956, когда они были реквизированы американскими оккупационными властями. Склады выстояли в Великом землетрясении Канто благодаря своей необычной конструкции из «железокирпича». Основной строительный материал – кирпич, но конструкция была усилена стальными элементами. В 1992 году два сохранившихся склада были куплены городскими властями Иокогамы, и с 1994 по 1998 они подверглись реставрации и конверсии. В 2002 году склады открылись вновь как «торгово-развлекательный центр». Отличный пример ревновации исторической промышленной архитектуры!

DSC_0764.JPG
DSC_0767.JPG
DSC_0773.JPG

Внутри сохранены некоторые исторические детали:
DSC_0769.JPG
DSC_0768.JPG

Тут же рядом ошвартован фрегат (или сторожевой корабль, не очень разбираюсь в этой классификации). «Акицусима» PLH 32 Береговой охраны Японии. Вплотную, правда, не подойти, но видно хорошо, фотографированию никто не препятствует (это фото сделано на зуме).

«Акиуцсима» – корабль типа «Сикисима» (Shikishima-class, しきしま型巡視船). Всего их три таких, «Акицусима» была заложена в 2011, спущена на воду в 2012 и введена в состав флота в 2013 году. Длина – 150 м, ширина – 16,5 м, осадка - 9 м, водоизмещение – 6500 тонн (9300 при полной загрузке), скорость – 25 узлов (46 км/ч). Место постоянного базирования – Иокогама. Вооружение – две сдвоенных 35-мм пушки Эрликон и две 20-мм пушки. Также корабль несет два вертолета Eurocopter AS332 Super Puma. На меня, как на профана, такие характеристики как-то не произвели особого впечатления. Однако функция таких кораблей – не полноценное боевое применение (в случае Японии возможность, конечно, чисто теоретическая), а скорее поисково-спасательные и «полицейские» операции. И принадлежит «Акицусима» не Морским силам самообороны Японии (аналог военно-морских сил; формально Япония не имеет права иметь армию и военный флот), а Береговой охране Японии. Основные задачи Береговой охраны – патрулирование территориальных вод и исключительной экономической зоны, надзор за соблюдением правил судоходства, организация поисково-спасательных работ на море, а также – охрана окружающей среды и даже научные исследования. Что касается «полицейских операций», то корабли Береговой охраны Японии, в том числе и «Акицусима», регулярно принимают участие в международных операциях по борьбе с пиратством в Малаккском проливе.

DSC_0771.JPG

Рядом с краснокирпичными складами есть и другие реликты старого порта:

DSC_0780.JPG
DSC_0779.JPG
Открытые фундаменты какого-то портового сооружения.

DSC_0785.JPG
DSC_0784.JPG
DSC_0783.JPG
Реликты железнодорожной станции Иокогама-Минато, которая была открыта в 1911 году, и находилась практически непосредственно у причала. Мультимодальность столетней давности!

После этого маршрут несколько отходит от морской набережной, но со старым портом мы не прощаемся. Его следы тут повсюду. Следующий (и последний) пункт прогулки – район Минато-Мирай 21 (Minato Mirai 21, みなとみらい21). Сейчас Минато-Мирай 21 – это главный деловой центр города, «Иокогама-сити». Хватает здесь и торгово-развлекательных заведений. Создание района началось в 1983 году на месте бывшей портово-промышленной зоны. Здесь располагались судоверфи Мицубиси и портовая инфраструктура. Отрадно, что в процессе реновации района была сохранена часть реликтов того времени. Территория района частично была создана буквально заново, как насыпная территория.

Главная доминанта района – это, конечно, башня Лендмерк-тауэр (Yokohama Landmark Tower, 横浜ランドマークタワー), т.е. буквально «башня-достопримечательность». Что ж, свое название она вполне оправдывает! Я, в целом, не люблю высотки, поскольку они, во-первых часто портят городской ландшафт, во-вторых зачастую прочно скучны (стеклянные параллепипеды). Но в Японии немало высоток, интересных с архитектурной точки зрения, а что касается японского городского ландшафта, то «хуже уже не будет». Так вот, Лендмер-тауэр у меня проходит по категории «интересных высоток». Высота здания – 263,3 м, есть обзорная площадка (не поднимался). Башня строилась с 1990 по 1993 год.

DSC_0797.JPG

У подножия башни находится док (в настоящее время «мокрый», но может быть осушен), где на вечную стоянку установлен учебный парусник «Ниппон-мару» (日本丸). «Ниппон-мару» – железный барк (для «салаг», барк – это как «Крузенштерн» и «Седов», хотя «Ниппон-мару», конечно, меньше), построенный в 1930 году как учебное судно для торгового флота Японии. «Ниппон-мару» был выведена из состава флота 1984 году, при этом в этом же году в состав флота вошел учебный парусник «Ниппон-мару II», который практически идентичен своему предшественнику. Изменения конструкции сделаны лишь там, где того требуют современные нормы. В 2017 году «Ниппон-мару» получил статус «Важной национальной культурной собственности». Сейчас «Ниппон-мару» – музей, но на борт я не попал, польку было уже поздно.

DSC_0798.JPG
DSC_0796.JPG
DSC_0791.JPG
DSC_0795.JPG
DSC_0794.JPG

Во время активной службы экипаж «Ниппон-мару» состоял из 27 офицеров, 48 «постоянных» моряков и 120 курсантов. Длина – 97 м, ширина – 12,95 м, осадка – 6,9 м. В дополнение к парусам имелось два 600-сильных дизеля.

Территория вокруг «Ниппон-мару» известна, как «Мемориальный парк Ниппон-мару», но сил исследовать его у меня уже не было. День в Иокогаме был для меня невероятно насыщенным, так что до «Ниппон-мару» я добрался в состоянии «живой труп». Тут же рядом я отужинал типично японским блюдом – большой пиццей. Просто не было сил искать что-то другое.

В двух шагах от «Ниппон-мару» находится главный вокзал Иокогамы. По пути на вокзал мне попался еще такой артефакт:

DSC_0803.JPG
DSC_0802.JPG
DSC_0800.JPG
Воздушный компрессор, построен в Чикаго. На протяжении шестидесяти пяти лет использовался на располагавшихся в этом месте судоверфях Мицубиси. После вывода судоверфей в 1983 году был подарен городу и установлен как памятник.
Tags: #Япония, Иокогама, Япония, промышленная архитектура, промышленное наследие, суда и корабли, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments