Nokto de la Galaksia Fervojo (kneiphof) wrote,
Nokto de la Galaksia Fervojo
kneiphof

Categories:

Иокогама: «Хикава-мару» – королева Тихого океана

DSC_0727.JPG

Одна из интересных достопримечательностей Иокогамы и часть ее «морского фасада» – судно музей «Хикава-мару», океанский лайнер «дизельпанковской эпохи».

Великая эпоха трансокеанских лайнеров является, на мой взгляд, одной из самых интересных страниц истории судоходства. Началась она примерно в 1850-х годах с открытием регулярного пароходства через Атлантику, и завершилась лет сто десять спустя с развитием пассажирской реактивной авиации. Кстати – совпадение или нет – именно этот период (плюс-минус 1850-1970) является моей любимой исторической эпохой в целом.

Конечно, огромные пассажирские суда есть и сейчас (и некоторые формально даже имеют статус лайнера), но фактически это уже скорее плавающие отели. Как говорится – ничего против не имею, но это уже не то, не то…

Сейчас сложно представить, какое значение в то время имел океанский лайнер! Лайнер был самым масштабным детищем технического прогресса. Его техническое устройство восхищало и поражало современников. Не меньшее восхищение вызывали и интерьеры. Их оформлением нередко занимались известные художники, или, как минимум, мастера высочайшего класса.

Сейчас самый доступный способ хоть немного познакомиться с эпохой лайнеров – посмотреть фильм «Титаник». А вот возможностей познакомиться с ней «физически» почти нет. Оно и понятно: сохранять огромное океанское судно очень дорого (а на металлоломе можно хорошо заработать). Да даже если оно просто стоит у причала, его нужно постоянно поддерживать (Что делает боцман, если видит, что матрос «скучает»? Правильно, дает кисточку и краску – на корабле всегда найдется, что подкрасить!) и регулярно (минимум раз в одно-два десятилетие) ставить на капитальный ремонт в док. А это «удовольствие», мягко скажем, не дешевое.

Тем приятнее, что японцы сохранили одно судно той эпохи, лайнер «Хикава-мару». Сейчас она стоит на вечной стоянке в Иокогаме и является частью «морского фасада» города, который заслуживает отдельного поста (ждите…).

Грузопассажирский лайнер «Хикава-мару» (氷川丸) был спущен на воду 30 сентября 1929 года и отправился в свой первый рейс из Иокогамы в Сиэтл 13 мая 1930 года. Ее основным грузом (дальше буду в женском роде) был шелк, который стал одним из главных экспортных продуктов Японии после реставрации Мэйдзи. А главным портом, через который его экспортировали, была Иокогама. Владельцем судна было пароходство «Ниппон Юсэн», в международном контексте известное, как NYK Line. Кстати, благополучно существует до сих пор. В Иокогаме у него есть свой «ведомственный» музей, но я до него не добрался.

Немного технических характеристик. Длина – 163,3 м, ширина – 20,1 м, грузоподъемность – 11,622 регистровых тонн, пассажировместимость – 331 человек (в общем, судно было скорее грузовым, чем пассажирским), скорость – 18,5 узлов (34,3 км/ч), энергетическая установка – два дизеля по 5,500 л.с.

У «Хикава-мару» было еще две сестры. Все суда этой серии назывались в честь синтоистских святилищ. Святилище Хикава расположено в префектуре Сайтама. Ну а загадочная «послеставка» -мару, входящая в состав названия всех японских гражданских судов (но не военных кораблей), не имеет определенного значения. В разных контекстах это слово может означать «круг», «совершенство» (например, «мару» – высшая школьная оценка) или даже «оборонительный периметр» (в контексте фортификации, так называются оборонительные стены японского замка). В морском контексте это слово, скорее всего, означает что-то вроде «незримого защитного круга», который должен оберегать судно и его экипаж от бедствий. Впрочем, единого мнения на эту тему нет.

До Второй Мировой войны «Хикава-мару» служила лайнером на линии Иокогама-Ванкувер-Сиэтл. За роскошную отделку интерьеров и высокий уровень сервиса она получила прозвище «Королева Тихого океана». В 1932 году одним из пассажиров лайнера стал Чарли Чаплин. Интересный период в истории судна был в период между началом Второй Мировой войны в Европе и нападением Японии на Пёрл-Харбор. Удивительно, но факт – тогда услугами королевы Тихого океана воспользовались многие еврейские беженцы, спасавшиеся от нацистов. Да, многие из них бежали в США и Канаду через Японию! Разными путями – например, через европейские колонии. Или даже через территорию Советского Союза. Да, был и такой эпизод – в 1940 году Тиунэ Сугихара, японский консул в Каунасе, выдал скопившимся в Литве еврейским беженцам несколько тысяч японских транзитных виз, с которым они следовали через территорию СССР до Владивостока, а далее – в Японию. «Выдал» звучит обыденно, на самом деле он на протяжении месяца выписывал визы от руки, занимаясь этим по 18-20 часов в сутки! При этом он и сам находился на «полулегальном» положении, поскольку после присоединения Литвы к СССР он был обязан срочно репатриироваться, но смог получить от советских властей месячную отсрочку

hikawamaru-schlesinger-1-Aug-4-1940.jpg
hikawamaru-schlesinger-3.jpg

Во время Второй Мировой войны королева Тихого океана стала госпитальным судном. После капитуляции «Хикава-мару» была реквизирована американскими оккупационными властями и использовалась для репатриации японских военных и гражданских с огромных просторов несостоявшейся «Великой Тихоокенской Сферы Совместного Процветания» – именно так в рамках японской идеологии назывались азиатские страны, «освобожденные» японцами от европейских колонизаторов. А поскольку после войны у Японии осталось всего два пассажирских океанских судна, работа по репатриации японцев продлилась целый год, до августа 1946 года, после чего «Хикава-мару» вернули NYK Line. До 1953 года компания использовала ее как грузовое судно на нерегулярных линиях в Тихом и Индийском океанах. В 1953 году «Хикава-мару» вернулась на свой «родной» маршрут Иокогама – Сиэтл. Здесь она продолжала работать до «выхода на пенсию» 21 декабря 1960 года. За 1930-1941 и 1952-1960 годы «Хикава-Мару» совершила 238 транстихоокеанских рейса.

В 1961 году «Хикава-мару» встала на вечную стоянку в Иокогаме напротив парка Ямасита. С тех пор она стала одним из символов города.

Закуток анимешника

[Spoiler (click to open)]«Хикава-мару» «попала в кадр» аниме «Со склонов Кокурико».

from-up-on-poppy-hill-ship.jpg

Существует также аниме «История «Хикава-мару»» (氷川丸ものがたり, Hikawa Maru Monogatari), посвященный ее истории (эдакий «байопик»), но я его не видел, так что ничего сказать не могу.


Спустившись со склонов Кокурико (холма-района Яматэ, рассказ о котором у меня уже пару месяцев лежит в черновиках), я практически сразу оказался у места стоянки «Хикава-мару». Фактически тут начинается то, что я называю «Морским фасадом Иокогамы». В прошлом на этом месте был порт, а сейчас здесь находится морская набережная с парками, променадами, причалами прогулочных корабликов и т.д. А также – с реликтами порта, отлично вписанными в контекст современного общественного пространства. Одним словом – прекрасное место для прогулок, которое заслуживает отдельного рассказа!

Поднимаемся на борт.

DSC_0720.JPG
Белый маячок был построен в 1896 году. До 1963 года стоял на бреквотере и обозначал вход в порт Иокогамы. В 1963 году перенесен на нынешнее место уже как музейный экспонат.

DSC_0723.JPG
Два прогулочных кораблика и корабль Береговой охраны Японии.

Касса на борту, сразу за нет – зал, в котором крутят документальный фильм про историю судна минут на 15-20. Не помню, на английском, или с английскими субтитрами. Но в любом случае, содержание я понимал : ) Дальше идем по стрелочкам.

DSC_0664.JPG
Типичный корабельный коридор.

DSC_0665.JPG
Взгляд на «город будущего» Минато-Мирай 21 из иллюминатора.

DSC_0666.JPG
Игровая комната.

DSC_0668.JPG
DSC_0667.JPG
DSC_0669.JPG
Ресторан.

DSC_0671.JPG
DSC_0670.JPG
DSC_0674.JPG
Лестницы и коридоры.

DSC_0673.JPG
DSC_0672.JPG
Один из салонов. Какое стильное ар-деко!

DSC_0676.JPG
Почтовое отделение. На борту почту гасили особыми штампами.

DSC_0678.JPG
«Туманная сирена». Использовалась для предупреждения столкновений судов в тумане.

DSC_0679.JPG
Навигационные фонари.

DSC_0680.JPG
Груз – упакованный шелк.

DSC_0681.JPG
Как видим, морская торговля с Японией имела решающее значение в развитии Сиэтла. Ну, по крайней мере, по мнению японцев.

DSC_0682.JPG
DSC_0685.JPG
DSC_0684.JPG
Курительный салон.

DSC_0689.JPG
DSC_0687.JPG
DSC_0688.JPG
DSC_0686.JPG
Многокомнатная каюта первого класса.

DSC_0691.JPG
Небольшой салон или каюта (не помню уже).

DSC_0696.JPG
DSC_0694.JPG
Пара видов с борта.

После роскошных интерьеров в стиле ар-деко начинается царство сурового дизельпанка!

DSC_0699.JPG
DSC_0698.JPG
DSC_0697.JPG
DSC_0700.JPG
DSC_0702.JPG
DSC_0703.JPG
Машинное отделение.

DSC_0704.JPG
Машинный телеграф. Такой же расположен на мостике.

Несколько удивило, что надписи – на английском. Наивные «салаги» иногда думают, что это аналог педали газа. На самом деле это именно телеграф, т.е. средство коммуникации. Непосредственное управление двигателем осуществлялось в самом машинном отделении, таким образом телеграф передавал команды с мостика. В наши дни управление двигателем судна осуществляется дистанционно, т.е. действительно с мостика. Но эта система уже выглядит по-другому, и ее можно сравнить с контролером локомотива (На всякий случай: данный текст не следует считать оскорблением социальной группы «салаги». Я сам являюсь лишь слегка продвинутой салагой и на большее не претендую).

DSC_0705.JPG
Не понял, что такое. Никто не подскажет?

DSC_0709.JPG
Телефонная будка, хе : )

DSC_0710.JPG
DSC_0711.JPG
Электрогенератор.

DSC_0715.JPG
Компрессор.

Затем попадаем в каюты третьего класса.

DSC_0717.JPG
Обстановка спартанская.

На этом мое знакомство с королевой Тихого океана завершилось. Уже вернувшись на берег я понял, что так и не попал на мостик! Видимо, пропустил одну из «развилок» на маршруте осмотра. Ну что ж, бывает…
Tags: #Япония, Иокогама, Япония, исторические интерьеры, суда и корабли, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments