Nokto de la Galaksia Fervojo (kneiphof) wrote,
Nokto de la Galaksia Fervojo
kneiphof

Categories:

Киото: Музей Мира. Тяжелый пост без фотографий

DSC_0939.JPG

По пути между двумя храмами в Киото я увидел указатель на Музей Мира (Peace Museum). Я вообще люблю музеи военной тематики, хотя и по характеру, и по убеждениям являюсь абсолютно мирным человеком. Так что решил зайти, хотя первоначально посещение этого музея не входило в мои планы (во время подготовки планов я о нем не знал).



Правда, фотографировать в музее нельзя, так что расскажу о своих впечатлениях в текстовом формате. Вообще, этот музей был интересен с точки зрения того, как в Японии относятся к своему военному прошлому. До этого я уже побывал в музее Юсукан в Токио, который вполне можно считать «храмом японского милитаризма». Буквально, поскольку он является частью святилища Ясукуни, в котором почитаются все погибшие на войне японские военные. В том числе и военные преступники. Но о Ясукуни и Юсукане у меня отдельный рассказ.

Название музея в Киото как бы намекало на то, что тут дискурс будет совершенно другим. Музей фактически состоит из двух частей, одна посвящена Тиохоокенаской войне (так в Японии называют «свою» часть Второй Мировой войны), вторая – послевоенной истории.

В первой части музея красной нитью проходят две темы: военные преступления Японии и жизнь обычных японцев во время войны. Что касается первой части, то тут рассказано и об «Отряде 731» (особый отряд, занимавшийся созданием бактериологического оружия, и проводивший чудовищные эксперименты на живых людях – военнопленных и мирных жителях захваченных стран), и о военных преступлениях в Китае, и о жестоком отношении к военнопленным, и о корейских «девушках для утешения» (секс-рабынях в японских военных борделях). Вообще, степень жестокости войны на Тихом океане – с обеих сторон – сложно осознать даже тому, кто имеет преставление о том, что происходило в Европе и Советском Союзе. По-английски эту войну называют «Войной без пощады» (War Without Mercy), и это было действительно так. В войне на Тихом океане противники буквально не считали друг друга людьми – не в переносном, а в прямом смысле. Японцы считали, что сдавшиеся в плен военные покрывали себя несмываемым позором, и лишались морального права на человеческое обращение. Обращение с военнопленными англичанами, голландцами, австралийцами, американцами со стороны японцев было крайне жестоким. Медицинская помощь практически не оказывалась, что, в сочетании с тропическим климатом и тяжелыми принудительными работами, приводило к высокой смертности. «Женевская конвенция? Не слышали!» Если интересно – можете для начала посмотреть фильм «Мост через реку Квай». Он хоть и художественный, но общее представление дает.

Американцы отвечали подобным. Японцев за людей не считали вообще. Не будем забывать, что до толерантности было еще далеко, а расизм не считался «чем-то плохим». Если взяв в плен немецкого солдата в Европе, американцы вполне могли поделиться с ним сигаретами и даже поговорить «за жизнь», как с человеком, то японцев чаще всего в плен не брали вовсе, а сразу «пускали в расход». Конечно, американцы относились к немцам, как к врагам, но все-таки по-человечески. Ведь среди самих американцев было немало людей немецкого происхождения. Но японцы были для американцев «чужими» во всех смыслах слова. Чуть ли не как инопланетяне. Я смотрел довольно много документальных фильмов про войну на Тихом океане, в том числе и те, где дают интервью сами участники событий. От американских ветеранов вполне можно услышать высказывания вроде «К нам привели сорок пленных японцев. Мы сразу всех их расстреляли». Американские солдаты в качестве сувениров отправляли своим семьям черепа японских солдат со своими автографами.

Конечно, такое отношение не возникало на пустом месте. О крайне жестоком обращении самих японцев с военнопленными я уже упоминал. Играло свою роль и фанатичное сопротивление японцев «до последнего патрона». Японцы считали, что таким образом они заставят американцев уважать себя. Американцы же наоборот, именно из-за крайне фанатичного сопротивления перестаивали воспринимать японцев, как людей.

А вообще – рекомендую посмотреть фильмы «Письма с Иводзимы». Он хоть и американский, но снимался при участии японцев, и демонстрирует войну на Тихом океане с японской точки зрения.

При этом нужно заметить, в Русско-Японскую и Первую Мировую войны японцы обращались с военнопленными совершенно по-другому. Давным-давно, когда я учился классе в шестом-седьмом, в школьной библиотеке мне попалась книга «На «Орле» в Цусиме» В. Костенко – участника Цусимского сражения (корабельного инженера), попавшего в японским плен. Тогда меня поразило, насколько хорошим было отношение японцев к пленным русским морякам. Они содержались в хороших условиях, получали медицинское обслуживание. В свободное время японцы организовывали для военнопленных спортивные и культурные мероприятия. Специально для российских военнопленных японцы переводили и издавали книги и журналы на русском (!!!). Примерно такой же опыт был и у немецких военнопленных в Первую Мировую войну. В Первую Мировую войну Япония воевала «на правильной стороне», т.е. на стороне Антанты. В ходе войны японцы захватили несколько немецких колоний в Тихом океане. Отношение японцев к немецким военнопленным было настолько хорошим, что некоторые немцы после окончания войны пожелали остаться жить в Японии. Тогда японцев называли «последними настоящими рыцарями».

Но вот прошло каких-то двадцать с небольшим лет, и от такого «рыцарского» отношения не осталось и следа. Что бы понять, как такое стало возможным, нужно знать, что происходило с японским обществом. Ну и на всякий случай: понять – не значит оправдать!

В отличие от Европы, где дата начала Второй Мировой войны известна с точностью до дня, Азия скатывалась в ад войны постепенно. Китай существовал в состоянии перманентной гражданской войны (то утихавшей, то разгоравшейся вновь) фактически с момента ликвидации монархии в 1912 году (см. фильм «Последний император»). Японцы начали вмешиваться во внутренние дела Китая уже в двадцатых годах. На первых порах чаще экономическими средствами, но и путем поддержки противодействующих фракций, со временем – и прямой вооруженной силой. В 1932 японцами было создано марионеточное Государство Манчжурия. «Полноценная» (вторая) Японо-китайская война началась в 1937 году. Эта война оказалась отмечена такими страшными преступлениями, как массовое убийство мирных жителей японскими военными. Как вспоминал в документальном фильме один японский солдат, «После того, как я заколол насмерть первого китайца, мне стало стыдно. После того, как я заколол десять, у меня уже не было никаких чувств.» Рекомендую китайский фильм «Город жизни и смерти», посвящённый этим трагическим событиям. Японским солдатам внушали, что китайцы – это вообще не люди, и с ними можно творить все, что угодно. «Сработало» и «воспитание жестокости», в результате которого у японцев вообще оказались стертыми границы добра и зла.

Если в самой Японии с 1890 года действовала конституция и функционировала парламентская демократия, то за пределами страны армия фактически вела самостоятельную политику. Армия не отвечала парламенту и правительству, а лишь лично императору. На вопрос, в какой степень император Хирохито знал о том, что творит японская армия в Китае, вряд ли когда-нибудь будет дан однозначный ответ.

За время многолетней войны в Китае организация японской армии приобретала все более «палочный» характер. Обращение с собственными солдатами было крайней жестоким. Их подвергали физическим наказаниям практически каждый день. Армейское начальство считало, что лишь таким образом можно добиться дисциплины. Как вспоминал в документальном фильме один японский солдат, «если я ложился спать непобитым, то мне казалось, что что-то не в порядке».

Помимо такого «воспитания жестокости» в армии важную роль играла и нарастающая обида на запад. С 1868 года Япония стремилась во всем следовать западу. В Первую Мировую войну Япония фактически воевала в интересах одной части западного мира. Но вскоре после Первой Мировой войны запад, как казалось Японии, отвернулся от нее. Вскоре после образования Лиги Нации Япония внесла резолюцию, осуждающую расизм. Западные страны отвергли ее. Понятно, что Япония восприняла это, как оскорбление – для японцев это стало доказательством того, что несмотря на все усилия Японии, запад не желает разговаривать с ней на равных. В 1932 году за вмешательства в дела Китая Японию исключили из Лиги Наций. В Японии это было воспринято, как лицемерие и политика двойных стандартов. Почему западу можно иметь колонии по всему земному шару, а Японии – нет? Не запад ли вмешивался во внутренние дела Китая со второй половины XIX века? Напомню, что обладание колониями тогда считалось не только нормальной практикой, но и, скажем так, атрибутом любой развитой страны. Даже в межвоенной Польше шла компания «Колонии для Польши!», требующая предоставления Польше колоний в Африке.

В отличие от Германии, в самой Японии парламентаризм никогда формально не «отменялся», но роль армии непрерывно росла на протяжении тридцатых годов. Принимались различные декреты, которые ограничивали гражданские права. Инакомыслящих (например, пацифистов) преследовали – вплоть до убийств. Градус пропаганды нарастал на протяжении долгих лет.

В музее (а ведь пост-то о нем!) много внимания уделяется тому, как все японское общество оказалось во власти милитаристов. Все общественные объединения, вплоть до «клубов домохозяек», стали частью машины пропаганды. «Кто не с нами – тот против нас». В Японии тридцатых годов нельзя было быть даже просто аполитичным, не говоря уже о прямом диссидентстве.

К концу войны градус пропаганды дорос до истерии. Пропаганда убеждала японцев в том, что лучше умереть, чем попасть в плен. Когда американцы в 1944 году захватили остров Сайпан, который был японской колонией с 1914 года и имел мирное японское население, тысяча японцев совершили массовое самоубийство. Матери бросали своих детей с высокого обрыва на скалы, и сами бросались вслед за ними. Это же повторилось на Окинаве – первой «метропольной» японской территории, которую заняли американцы. Вот что вспоминал об этом один местный житель (интервью из документального фильма, цитирую по памяти, за буквальную точность не ручаюсь, но смысл помню точно): «Когда мы услышали, что американцы приближаются, все жители деревни собрались вместе. Тогда мы взяли все, что попадалось под руку, и стали бить друг друга насмерть. Я взял камень, и стал бить им сестру по голове, пока она не умерла. Потом таким же образом я убил мать. Мне было шестнадцать лет. Сам я выжил только потому, что когда меня ударили, я потерял сознание, но не умер.»

Конечно, то что, я написал выше – мое изложение темы. Я – не специалист по теме, и мой рассказ не может претендовать на «истину в последней инстанции».

В музее уделяется внимание и военным преступлениям союзников по отношению к Японии, в частности – атомным и конвенциональным бомбардировкам городов и жестокому обращению с военнопленными. Но по сравнению со своими собственными военными преступлениями эта тема стоит на втором месте.

Каково же отношение японцев к войне сейчас? Конечно, вряд ли можно разобраться в этом вопросе, не читая японскую литературу по теме. Но все-таки какие-то выводы для себя я могу сделать. В Японии не было такого принципиально осуждения прошлого, как в Германии. Мне кажется, что прежде всего японцы стараются просто о ней не вспоминать (исключение - Хиросима и Нагасаки). Откровенного прославления нет, Ясукуни и Юсукан – исключения. Но опять же, это лишь мое субъективное и неизбежно поверхностное мнение.

В самом же музее мира от школьных экскурсий буквально не протолкнуться! Идут толпами одна за другой. Так что хотя бы школьники Киото вырастут со знанием темных страниц истории своей страны. Я считаю, что это правильно.

Вторая часть музея, посвященная послевоенной истории, мне понравилась меньше. Там в основном про создание ООН, права человека, а также про холодную войну, атомную гонку и войны в Корее и Вьетнаме. Естественно, я не имею ничего против обсуждения данных тем, но уж очень они представлены однобоко, в сторону осуждения Америки. Опять же, ничего не имею против критики «американской военщины», но когда при этом практически нет критики противоположной стороны, то это выглядит несколько… предвзято. Возможно, так выражается латентный японский антиамериканизм.

Для меня же посещение этого музея несомненно было ценным опытом. Тема исторической памяти, исторической культуры, «преодоления истории» и отношения к темным страница прошлого давно меня интересовала.

[Закуток анимешника]Конечно, милитаризация японского общества не могла не оказать влияния на нарождавшуюся мангу и зачаточное аниме.

В 1931 году началась публикация манги «Норакуро» (のらくろ, Norakuro) авторства Суйхо Тагавы (田河 水泡, Suiho Tagawa, 1899-1989). Норакуро – антропоморфный пес, солдат собачьей армии. Персонаж был очень популярен и фактически играл роль неофициального маскота японской армии. Однако в 1941 году цензура закрыла мангу, поскольку собака-солдат оскорблял императорскую армию.

6e49d76288e5fb673ee094cb921008869fba9e11r1-626-801v2_hq.jpg
e518b038de341d6a1620501c85a6ef44ec2f1207_hq.jpg
9a73947d016dd8e78426f82c55f415cb.jpg
81fdc0728204529998cd9802ec251416.jpg
Интересно: а свиньи - кто? Китайцы?


Во время войны было создано два важных пропагандистских мультфильма, «Морские орлы Момотаро» (桃太郎の海鷲, Momotarou no Umiwashi, 37 минут) и «Божественные морские воины Момотаро» (桃太郎 海の神兵, Momotarou: Umi no Shinpei, 74 минуты). Второй фильм фактически стал первым полнометражным аниме. Момотаро – персиковый мальчик, популярный герой японского фольклора. В легендах он сражается с демонами, и в этом ему помогают животные – собака и обезьяна. А в этих фильмах Момотаро становится верховным главнокомандующим армии антропоморфных животных, воюющих с американцами (при этом американцы показаны как раз людьми, хоть и карикатурными!). Первый фильм практически буквально основан на атаке на Пёрл-Харбор.

f459f082ccf05c62d5282d7e2891d535a8c8b946_00.jpg
ea5f11bf4a4b3d7cdd4b521992fc67c91464721407_full.jpg
Момотаро отдает приказ атаковать Пёрл-Харбор.
images.jpeg
hqdefault.jpg
momotaro-sacred-sailors.jpg

А вот уже не аниме, а американский пропагандистский мультфильм Tokio Jokio 1943 года. Все расистские стереотипы в наличии. Например - у всех японцев плохое зрение и плохие зубы. В те времена - стандартный "японский" стереотип.



Надеюсь, никто не будет воспринимать мангу, аниме и мультфильмы в посте о военных преступлениях, как кощунство. Ведь популярная культура - свидетельство "духа времени", которое временами может рассказать больше, чем научная статья.


Tags: Вторая Мировая война, Киото, Япония, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments