kneiphof (kneiphof) wrote,
kneiphof
kneiphof

Category:

Трамвайный музей Иокогамы

DSC_0409.JPG

Первым пунктом моей иокогоамской программы стал, само собой разумеется, трамвайный музей.

От Токио до Иокогамы можно доехать как на Синкансене, так и на обычной электричке. Первый вариант займет минут пятнадцать, второй – около получаса. Лично мне идея ехать в Иокогаму на Синкансене показалась несколько абсурдной. Ну, примерно как ехать из Брюсселя в Антверпен на Талисе. Хотя, в принципе, ничто не мешало мне поехать на Синкансене – ведь он в любом случае входил в мой туристический проездной JR Pass. Но я все-таки решил поехать на электричке – тем более, хотелось прочувствовать этот вид транспорта. Ну что вам сказать – прочувствовал, так сказать, всем телом : ) Давка в японском транспорте – не миф. При этом я по ошибке залез в вагон первого класса, на что в принципе права не имел. Вагоны первого класса в Японии называются Green Car и обозначаются логотипом, похожим на четырехлистник. Не знаю, чем «зеленые вагоны» принципиально отличаются от обычных – ведь это был единственный опыт поездки в таком вагоне, так что сравнивать как-то не с чем. Что касается комфорта, то он и в обычных поездах «на уровне». Что же касается наполнения, то и «зеленый вагон» в данном случае был забит по «самое немогу». Поезда, ходящие из Токио в Иокогаму, оборудованы по «метрошному типу», т.е. без тамбура. Что и понятно, поскольку Иокогама фактически входит в огромную токийскую агломерацию. Никакой физической границы между городами не видно. Точнее, между Токио и Иокогамой расположен еще и город Кавасаки, но «невооруженным глазом» увидеть между ними невозможно. Однако, забегая вперед могу сказать, что у Иокогамы есть свое лицо. Иокогама во многом не похожа ни на Токио, ни на другие японские города, в которых я побывал. Но об этом – в одном из следующих выпусков.

Кстати, железная дорога Токио-Иокогама была первой в Японии. Она открылась в 1872 году и связала новую столицу Японии с самым важным портом, которым тогда уже успела стать Иокогама. Выглядело это примерно так ^_^

800px-Yokohama_Railway_1874.jpg
Забавно наблюдать, как японские художники, привыкшие к стилистике укиё-э, пытались изобразить "приметы нового времени"

Конечно, сложно сказать, насколько маршрут современной электрички совпадает с трассой той самой первой железной дороги. В любом случае никаких исторических реликтов вдоль железной дороги не видно.

К счастью, большинство пассажиров вышло на главной станции Иокогаме, и хотя бы последний отрезок пути я ехал в полупустом вагоне. Я-то ехал на станцию Negishi, наиболее близкую к трамвайному музею. Если бы я ехал на Синкансене, то пришлось бы пересаживаться на главной станции Иокогамы.

DSC_0398.JPG
Вагоны-цистерны на станции в Иокогаме. Не знаю, как у вас, а у меня японские железные дороги не ассоциируется с грузовыми поездами от слова «никак». Даже сейчас моей фантазии недостаточно для того, что бы представить себе японский товарняк. И тем не менее – вот он!

DSC_0474.JPG
Двухэтажная велопарковка рядом со станцией Negishi.

От станции Negishi до трамвайного музея идти минут 25-30. Район, где расположен музей, абсолютно нетуристический, и даже, как мне показалось, относительно бедный (по японским понятиям). Довольно много обшарпанных домиков, явно «заслуживающих» ремонта. Но тем не менее – чисто и безопасно, как и везде в Японии. Нет, наверное «нехорошие районы» можно найти и в этой стране, но это нужно очень хорошо постараться, наверное…

Ну а пока мы идем к музею, можно поговорить о истории трамвая.

Первая линия электрического трамвая в Иокогаме открылась в июле 1904 года, ее длина составила 5,6 км. Эта линия шла от станции IGR Kanagawa в районе Оэбаси (Oebashi). В момент открытия подвижной состав насчитывал двенадцать трамваем. К 1920 годам сеть разрослась и достигла общей протяженности в сорок километров. Вскоре после Первой Мировой войны сеть была муниципализирована.

Интересной особенностью трамвайной сети Иокогамы была ширина колеи – 1372 мм. Вроде уже и не совсем узкоколейка, но и до нормальной колеи не дотягивает. Исторически она известна, как «шотландская колея». Кэп как бы намекает, что в свое время она пользовалась популярностью в Шотландии. Но там все линии этой колеи были либо перешиты на стандартные стефенсоновы 1435 мм, либо и вовсе закрыты. А вот в Японии эта колея еще используется. Увы, не в Иокогаме – иокогамский трамвай был закрыт в 1972 году. А вот в Токио она еще используется. Эту колею имеет линия Аракава – последняя трамвайная линия Токио, линия Сетагая (формально – трамвай, фактически скорее нечто вроде легкой железной дороги), железнодорожные линии Кейо и Тоэй Синдзюку. За пределами Токио шотландскую колею имеет трамвай Хакодате.

Другой интересной особенностью трамвайной сети Иокогамы было наличие трамвайного тоннеля (тоннель Mugita) протяженностью 185 метров, расположенного в портовом районе.

В момент максимального развития сети после Второй Мировой войны в Иокогаме было тринадцать трамвайных маршрутов. В 1959 году на сети работало 198 трамваев (плюс десять служебных). Увы, в шестидесятых годах из-за роста автомобилизации сеть начала сокращаться. К 1970 году от всей сети остался только один одиннадцатикилометровый участок, но и он был закрыт 1 апреля 1972 года.

IMG_20181214_143510.jpg

Забегая вперед скажу, что отсутствие трамвая – единственный фактор, которые не позволяет мне считать Иокогаму городом, близким к идеальному. В остальном же город мне очень понравился. Хотя за один день я, конечно, смог ознакомиться лишь с небольшой частью этого трехмиллионного мегаполиса.

А мы, между тем, почти добрались до музея.

DSC_0399.JPG
Вот как раз на скамеечке на этой детской площадке с съел «тормозок», который купил в киоске на станции («Потом еще – в саду, где детские грибочки…» Но у меня все было культурно и безалкогольно, конечно). Согласитесь – площадка как-то не очень свежо выглядит… Хорошо, что я не «урбанист» - а то я бы написал разгромный, безапелляционный и поверхностный пост о том, до чего же довели Иокогаму некомпетентные чиновники! И конечно же привел свое бы «бесценное» (не менее поверхностное и безапелляционное) мнение о том, «как нам обустроить Иокогаму».

Музей открылся уже в 1973 году. Городские власти начали собрать музейную коллекцию еще до закрытия трамвая (хоть на этом спасибо!) Он занимает небольшую часть территории, где находилось трамвайное депо, после закрытия трамвая разметили автобусный парк. Который функционирует там и поныне. Кстати, от станции Negishi до музея можно доехать и на автобусе минут за семь, но мне как-то было лень разбираться, да и интереснее было прогуляться.

IMG_20190103_122729.jpg
Трамвайное депо, на территории которого сейчас находится музей. Карта из книги The Outline of the Reconstruction Work in Tokyo & Yokohama, The Bureau of Reconstruction Home Office Japan, 1929, Королевская библиолтека Бельгии.

Точнее – музей расположен на первом этаже жилого дома, окна и балконы которого фактически выходят на территорию автобусного парка. Интересно, может это «служебное жилье» («Одиноким представляется общежитие») работников «ИокогамГорТранса»? Сильно сомневаюсь, что в Японии такое практикуется – но кто знает?

DSC_0473.JPG
На подходах к музею. Интересно, Tramport – это такой japanglish, нечто среднее между tram и transport?

DSC_0472.JPG
Жилой дом (судя по всему), на первом этаже которого находится музей.

DSC_0470.JPG
Автобусный парк.

DSC_0471.JPG
Колесная пара. Милый сердцу вид. Красота!

Коллекция музея небольшая, всего семь вагонов. Но в целом музей производит очень хорошее впечатление. Вот только информации на английском нет, от слова «совсем». Но так же, как у любого рыбака есть свои тайные рыбные места, у любого трамвайного фаната есть свои источники ; )

Вагон №523. Двухосный вагон, тип 500, 1928 год постройки, производитель – Kamata Sharyo:

DSC_0402.JPG
DSC_0400.JPG
DSC_0403.JPG

Вагон №1007. Четырехосный вагон, тип 1000, также 1928 год постройки, производитель – Kamata Sharyo. Один из первых образцов вагонов с тележками в Иокогаме:

DSC_0404.JPG
DSC_0405.JPG
DSC_0406.JPG

Вагон №1104. Четырехосный вагон, тип 1100, 1936 год постройки, производитель – Umehachi Sharyo. Имел прозвище Romance Car, т.е. «вагон романтики» или даже «вагон любви». Только не спрашивайте меня, почему!

DSC_0407.JPG
DSC_0408.JPG
DSC_0411.JPG
DSC_0412.JPG
DSC_0413.JPG
Место вагоновожатого. Проезд стоил 20 йен, с ума сойти!

Вагон №1311. Четырехосный вагон, тип 1300, 1947 год постройки, производитель – Kisha Works. Представитель первого послевоенного поколения трамваев Иокогаме:

DSC_0417.JPG
DSC_0416.JPG

Вагон №1510. Четырехосный вагон, тип 1500, 1951 год постройки, производитель – Hitachi:

DSC_0433.JPG
DSC_0432.JPG
DSC_0434.JPG
DSC_0436.JPG
DSC_0444.JPG
Какая необычная тележка!

Вагон №1601. Четырехосный вагон, тип 1600. 1957 год постройки, производитель – Yokohama Transport Bureau, т.е. «ИокогамаГорТранс». «С опорой на собственные силы», так сказать. Последнее поколение трамваев Иокогамы. Что-то мне подсказывает, что делали его с использованием частей более старых вагонов (в то время – весьма распространенная практика), но это предположение:

DSC_0423.JPG
DSC_0435.JPG
DSC_0418.JPG
DSC_0425.JPG
DSC_0424.JPG

Самый необычный экспонат коллекции – моторый служебный вагон-платформа №Ka10, 1948 год постройки, производитель – Yokohama Sharyo (какие-то местные мастерские?). «Наряжен, как на праздник». Уж не знаю, по какому поводу. А может это был «прощальный трамвай»? Похоже на «трамвайные иллюминации» в Блэкпуле:

DSC_0440.JPG
DSC_0468.JPG

Всякая всячина:

DSC_0427.JPG
Токосъемники. Бугель и, что особенно интересно, двойная штанга для двухпроводной контактной сети как у троллейбуса! В начале XX века в Японии была популярна двухпроводная сеть. Помимо Иокогамы, такая сеть попадалась мне на старых фотографиях Хиросимы. С чем это связано – ума не приложу. Мне известны аналогичные примеры и в Европе, например один из маршрутов кёнигсбергского трамвая в Германии и междугородная трамвайная линия Утрехт-Зейст в Нидерландах, но там это было вызвано тем, что эти линии проходили рядом с научными учреждениями (одна из физических лабораторий Кёнигсберского университета и, если не ошибаюсь, метеорологическая лаборатория), и были опасения, что блуждающие токи могут вызвать помехи для точных инструментов. Чем могло быть вызвано широкое использование двухпроводной сети – для меня загадка.

DSC_0428.JPG
Тяговой двигатель.

DSC_0429.JPG
Тяговой двигатель в препарированном виде.

DSC_0431.JPG
Вспомогательный двигатель с компрессором. Для дверей и тормозов (предположительно).

DSC_0439.JPG
Судя по всему – модель обмоторенной колесной пары вагона типа 1500.

DSC_0438.JPG

В конце зала с трамваями находится закуток анимешника с парой столиков и автоматами с напитками и вкусняшками. Здесь я съел мороженку, поскольку температура (за тридцать на улице; в музее, впрочем, было прохладнее) способствовала. Здесь же есть телевизор, по которому крутят хронику и пара витрин в ретро-стиле.

Сделал несколько фотографий с экрана. Качество – сами понимаете…

DSC_0445.JPG
DSC_0447.JPG
DSC_0446.JPG
DSC_0455.JPG
DSC_0460.JPG
DSC_0467.JPG
DSC_0465.JPG
Как видно, когда-то в Иокогаме и троллейбус был. Подробностей не знаю. Сейчас точно нет.

За время всего моего посещения музея я был единственным посетителем. Только когда я уже уходил, в музей пришла молодая японская пара с маленьким мальчиком.

Уже намного позже в процессе изучения музейного буклетика я выяснил, что оказывается, я осмотрел только половину музея! Помимо того зала, который я осмотрел, там есть еще один. Правда, вагонов в нем нет, но есть много разных артефактов вроде формы, моделей и тому подобного. Но «Чингачкук – зоркий глаз» умудрился не заметить вход в этот зал. Жди меня, Иокогама!
Tags: Иокогама, Япония, трамвай, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments