kneiphof (kneiphof) wrote,
kneiphof
kneiphof

Японское путешествие. Пост-анонс. Он же - иллюстрированное оглавление

DSC_0084.JPG

Наконец-то я начал работать над серией постов о моем японском путешествии! Под катом - пост-анонс, он же - оглавление с фотографиями. По мере написания пункты оглавления будут заменяться активными ссылками. Что касается темпов, то высокими они не будут. Никак не чаще двух раз в месяц, а то и реже. Не исключено, что на написание серии у меня уйдет целый год. Посты будут писаться не в хронологическом порядке. Не обязательно каждый пункт в плане будет соотвествовать одному посту.

Предисловие и общие впечатления
• Восточно-Азиатская библиотека Лёвенского университета – фактически мое путешествие началось именно здесь, а не в брюссельском аэропорту.
• Япония. Люди. Абсолютно субъективные впечатления о японцах. Об отношении японцев к иностранцам (с точки зрения туризма, а не эмиграции!). Пара слов о внешности японцев (пост без картинок).
• Религия в Японии. Аматэрасу, Будда и Христос.
• Япония. Общественный транспорт. Практические советы.
• Япония. Еда.
• Япония. Японский язык и иностранные языки в Японии.
• Японские стереотипы. Япония – страна будущего?
• Японские стереотипы. Япония – одно сплошное аниме?
• О японском отношении к памятникам истории и архитектуры.
• О японской архитектуре, классической и современной. А также – дилетантские рассуждения об особенностях японской эстетики в целом.
• Стакан дёгтя. О японском градостроительстве и урбанистике. Нелестно.

День первый. Токио: трамвайная линия Аракава и ее окрестности. Токио с «черного хода»
• Прошлое и настоящее токийского трамвая. Трамвайный мини-музей и взгляд в депо. А также: «буханка» - любимая машина токийских трамвайщиков!
• Парк Асукаяма – один из самых старых общественных парков Токио. Действующий мини-монорельс, а также паровоз и трамвай на детской игровой площадке. Краеведческий музей Асукаямы – история одного токийского района со времен мамонтов и до наших дней. Одзи-дзиндзя – первое синтоистское святилище на моем пути.
• Храм Кисимодзин-до, или Как я принял участие в буддистской церемонии.
• Сад Хиго-Хосокава и павильон Сосейкаку – токийская резиденция даймё Кумамото (Кумамон-мон-мон, Кумамон-мон-мон!).
• Секигути Басё-ан – сад Мацуо Басё, или Как я уподобился героям Куросавы.
DSC_0032.JPG
Современный трамвай линии Аракава

DSC_0012.JPG
Легендарный, я бы даже сказал - культовый (трамвайные фанаты меня поймут!) трамвай РСС в мини-музее рядом с депо линии Аракава.

DSC_0133.JPG
Храм Кисимодзин-до, где я принял участие в буддистском ритуале

DSC_0173.JPG
Сад Хиго-Хосоква в дождливую погоду

День второй: хаотичный Токио
• Пешеходная прогулка по нетуристическому Токио. Святилище Исихама-дзиндзя. Вечноцветущий сад Мукодзима-Хяккаэн. Пешком через японский частный сектор или Наблюдения за повседневной жизнью токийцев.
• Небесное дерево Токио – взгляд на город с высоты 350 меторов.
• Храм Сэнсо-дзи – одна из главных туристических достопримечательностей Токио.
• Святилище Ясукуни-дзиндзя и музей Юсукан – храм японского милитаризма (буквально).
• Прогулка по вечернему Токио от окрестностей Императорского дворца до Акихабары или Долгий путь к Вальгалле анимешника.

DSC_0194.JPG
Сад Мукодзима-Хяккаэн. На заднем плане - башня Небесное дерево.

DSC_0209.JPG
Вы думаете, что Токио - город небоскребов и высоток? А вот и нет! По крайней мере - не только. Значительная часть Токио - двух-трехэтажный частный сектор.

DSC_0251.JPG
Храм Сэнсо-дзи. Место - туристичнее не бывает. Но я, к счастью, не из тех, кто "принципиально не ходит по туристическим местам" (и "скучным" музеям)

День третий: Иокогама mon amour
• Пара общих слов городе.
• Трамвайный музей Иокогамы.
• По склонам Кокурико. Прогулка по холму Яматэ – «колониальному» району, в прошлом (сто лет назад) - месту жительста европейских и американских экспатов. Открытые для посещения европейские виллы. Европейские церкви. Парк Яматэ – первый в Японии парк в европейском стиле, а по совместительству – место рождения японского тенниса (музей тенниса прилагается). Музей Яматэ. Парк с видом на порт.
• «Хикава-мару» - ветеран японского гражданского флота.
• Морской фасад Иокогамы. Международный паромный терминал (морской вокзал) – фантастическое здание и потрясающее общественное пространство одновременно. Краснокирпичные склады, или Как превратить устаревшую портовую инфраструктуру в коммерческий центр. Небоскреб Ландмэрк-тауэр и парусник «Ниппон-Мару».

DSC_0409.JPG
В трамвайном музее Иокогамы.

DSC_0617.JPG
По склонам Кокурико. Бывшая европейская (так и тянет сказать - колониальная) застройка района экспатов Яматэ. Этот домик - музей Яматэ.

DSC_0727.JPG
"Хикава-Мару", судно-музей.

DSC_0767.JPG
Краснокирпичные склады. В прошлом - портовые склады, ныне - модные бутики.

День четвертый: токийская мозаика. Жизненная сила великого города
• «Дайго Фукурю-Мару» - трагедия «Счастливого Дракона», ставшего жертвой американских испытаний ядерного оружия.
• «И всюду жизнь». Мемориальный парк Иокоамитё – самая жизнеутверждающее мемориальное кладбище в мире. Мемориальный зал (храм) и мемориальный музей двух величайших трагедий в истории Токио: Великого землетрясения Канто 1923 года и бомбардировок 1945.
• Музей Эдо-Токио. История великого города.
• Прогулка по Токио от садов Императорского дворца (куда я не попал) до главного вокзала. Старый вокзал Токио. Пол-часа в парке Уэно.

DSC_0865.JPG
Мемориальный зал (храм) в парке Иокоамитё.

DSC_0910.JPG
В музее Эдо-Токио. Полноразмерная реконструкция театра кабуки периода Эдо.

DSC_0090.JPG
В музее Эдо-Токио. Послевоенное жилье. Как и во многих других странах, в первые послевоенные десятилетия в Японии массово строили многоквартирные жилые комплексы "для народа". В Советском Союзе примером такого жилья были хрущевки. Таким образом, японское жилье можно по аналогии назвать "хирохитовками". Так что обратите внимание - кухня хирохитовки!

DSC_0137.JPG
Главный вокзал Токио. Редкий пример сохранившейся колониальной архитектуры архитектуры периода Мэйдзи (1914 год).

День пятый: Нагоя
• Железнодорожный музей Нагои. Самые быстрые поезда в мире.
• Вечерняя прогулка по городу от вокзала до замка.

DSC_0152.JPG
Железнодорожный музей. Да это же... это же... это же... Галактический экспресс 999!!! (любители олдскульного аниме поймут)

DSC_0162.JPG
Железнодорожный музей. Головной вагон экспериментального маглева (поезда на магнитной подушке).

DSC_0180.JPG
Железнодорожный музей. Колесные пары от Синкансенов (скоростных поездов), например. В прошлом - моя профессия (прослезился).

DSC_0096.JPG
Замок Нагои. Красивый, но, увы, новодельный.

День шестой: Инуяма
• Замок Инуяма – маленькое сокровище. Самурайский замок в городе Инуяма не только один из всего двенадцати сохранившихся подлинных замков феодальной эпохи, но и самый старый из них.
• Музей под открытым небом Мэйдзи-Мура – Япония, которую мы потеряли. Наследие эпохи вестернизации, модернизации и индустриализации Японии. А также: катание на самом старом поезде и трамвае Японии.

DSC_0145.JPG
Ворота замка Инуяма.

DSC_0287.JPG
Музей под открытым небом Мэйдзи-Мура. Японская готика - интерьер церкви Св. Павла из Нагасаки (1879 год), одной из первых церквей, построенных в Японии после снятия запрета на христианство.

DSC_0326.JPG
Музей под открытым небом Мэйдзи-Мура. Еще вам японской готики - англиканская церковь Ст.-Джон из Киото (1907 год). Подозреваю, что в данном случае прихожане были в основном экспатами, а не японцами. Все-таки англиканство - во многом "этническая" конфессия.

DSC_0226.JPG
На территории музея Мэйдзи-Мура функционирует ретротранспорт. Паровоз №12 - подлинный паровоз 1874 (!) года, работавший на первой в Японии железной дороге Токио-Иокогама (открыта в 1872 году).

DSC_0232.JPG
Другой, не менее романтичный вид ретротранспорта, функционирующий в Мэйдзи-Муре - трамвай из Киото. В 1895 году Киото стал первым городом Японии, где начал функционировать электрический трамвай. Данный вагон - 1910 года постройки. Учтивый вагоновожатый!

День седьмой: Окаяма – город легендарного Момотаро (персикового мальчика)
• Сад Коракуэн – один из трех самых красивых садов Японии. Замок Окаямы – новодельный, но красивый. Променад вдоль старого канала. Святилище Тамайгутосёгу.
• Окаямский трамвай – одна из самых маленьких классических трамвайных систем Японии. Удалось проехать полностью.

DSC_0632.JPG
Памятник Момотаро перед вокзалом Окаямы. Момотаро (персиковый мальчик) - известный персонаж японского фольклора. Считается, что он появился на свет именно в Окаяме. Как можно догадаться, Момотаро "родился" из косточки персика!

DSC_0356.JPG
Замок Окаямы. Красивый, но абсолютно новодельный (построен из железобетона после Второй Мировой войны).

DSC_0377.JPG
Сад Коракуэн.

DSC_0424.JPG
Архаичный, но симпатичный (я бы даже сказал - милый) трамвай.

День восьмой: остров Сёдосима – японское Средиземноморье
• Пара общих слов о Сёдосиме и Внутреннем Японском море. Морское путешествие из Окаямы. О дружелюбии сёдосимцев, или Как мне устроили индивидуальную автобусную экскурсию.
• Ущелье Канкакей – одно из трех самых красивых ущелий Японии. Канатная дорога и горная прогулка.
• Кино-деревня. Пара слов о фильме и романе «Двенадцать пар глаз» - классике японского кинематографа и литературы. Морская прогулка через бухту на моторной лодке.
• Прогулка по Оливковому саду.

DSC_0493.JPG
Скалы ущелья Канкакей.

DSC_0508.JPG
Вид с горы.

DSC_0528.JPG
Интерьер японской сельской школы середины прошлого века. Тематический парк "кино-деревня", посвященный фильму "Двенадцать пар глаз".

DSC_0597.JPG
Ну чем не Эгейское море? Вид из оливкового сада. Небольшое современное здание - часовня-памятник, посвященная тому, что в 1586 году 1400 жителей острова Сёдосима одними из первых в Японии приняли христианство.

День девятый: Хиросима – город мира
• Парк мира и его памятники, Атомный купол, Мемориальный музей мира, Национальный мемориальный зал мира и жертв атомной бомбы.
• По атомным местам. Здания, пережившие атомную бомбардировку и другие места, связанные с атомной бомбой. Хиросимское отделение банка Японии. Выставка рисуков, выполненных свидетелями атомной бомбардировки – одно из самых страшных впечатлений моей жизни. Музей начальной школы Фукуро-Мати, почти все ученики и учителя которой погибли от последствий атомной бомбардировки. Музей расположен в действующей школе. Эпицентр взрыва.
• Хиросимский трамвай. Также известен, как Хиродэн. Трамвайная система Хиросимы – самая большая в Японии. Система сохраняет классический характер. К сожалению, удалось проехать лишь небольшую часть.

DSC_0663.JPG
Более, чем классический вид - так называемый "Атомный купол" в Парке мира.

[Далее - не то, что бы особо шокирующие фотографии, но информация может испортить вам настроение.]DSC_0736.JPG
Здание хиросимского отделения Банка Японии. Одно из зданий, выстоявших в атомную бомбардировку. А вот почти все люди, находившиеся в нем в момент взрыва, позднее умерли от лучевой болезни. 380 метров от эпицентра.

DSC_0756.JPG
"Атомный" музей начальной школы Фукуро-Мати (460 метров от эпицентра). Если я все правильно понял, из всех учителей и учеников, находившихся в школе в момент взрыва, выжили только двое учеников, которые опоздали на урок, и в момент взрыва находились в подвале, где были переодевалки. Остальные получили высокие дозы облучения и умерли от лучевой болезни. Вскоре после взрыва здесь размесился пункт первой медицинский помощи. Надписи на стенах оставлены людьми, которые пытались разыскать своих родственников, или сообщить что-то о себе. Школа продолжает функционировать (!), музей занимает лишь небольшую часть здания действующей школы.


День десятый: священный остров Миядзима (Ицукусима)
• Святилище Ицукусима – «плывущее» святилище, памятник Всемирного наследия.
• Музей истории и фольклора Миядзимы.
• Гора Мисэн – канатная дорога, храмы и святилища, прогулка по горным тропам.

DSC_0795.JPG
Остров Миядзима.

DSC_0802.JPG
Ворота-тории святилища Ицукусима. Место сверхтуристическое, но впечатление производит очень сильное, поверьте.

DSC_0877.JPG
Вид на Внутреннее Японское мое с горы Мисэн.

День одиннадцатый: по причине моей фантастической тупости (а также плохой погоды), день фактически пропал. Намудрил с поездами, в связи с чем на дорогу от Хиросимы до Киото ушел практически целый день.

День двенадцатый: первое знакомство с Киото
• Храм Кинкаку-дзи – знаменитый Золотой Павильон.
• Два музея. Музей художника и архитектора Инсё Домото (1891-1975), прошедшего творческий путь от традиционной японской живописи (нихонго) до абстракции. Музей Мирового мира, антивоенный музей, во многом – музей-покаяние. Антитезис Ясукуни.
• Храм и сад камней Рёан-дзи – пожалуй, самый известный дзен-сад в мире.
• Храм Нинна-дзи – очень большой храмовый комплекс.
• Трамвай Киото. Также известен, как Рандэн. Не совсем классический трамвай, скорее «мини-электричка». Но все же. Удалось проехать систему полностью, благо она небольшая (всего две линии).
• Арасияма – туристический район на окраине Киото. Скорее напоминает сельскую местность, чем часть большого города. Поскольку добрался я туда уже вечером, ограничился прогулкой по парку и бамбуковой роще.

DSC_0927.JPG
Золотой павильон Кинкаку-дзи.

DSC_0937.JPG
Музей художника Инсё Домото, спроектированный им самим.

DSC_0973.JPG
Сад храмового комплекса Нинна-дзи.

DSC_0011.JPG
Трамвай Рандэн. Ну разве я могу без трамвая? "Рандэн" - не марка трамвая, а разговорное прозвище трамвайной системы. Киотцы часто говорят не "поехали на трамвае", а "поехали на рандэне" (только по-японски, конечно).

День тринадцатый: Киото классический и современный
• Киёмидзу-дэра – храм чистой воды. Один из самых знаменитых и красивых храмовых комплексов Японии.
• Хэйнан-дзингу и окрестности. Святилище Хэйнан было построен в 1895 году в память о 1100-летии основания города в стиле периода Хэйан (11-12 век). Рядом – муниципальный музей искусства в стиле тэйкан-дзукури (псевдоисторический имперский стиль первой половины 20 века), префектурная публичная библиотека в здании конца 19 века (ну, от старого здания там один фасад, но по японским меркам это уже неплохо) и интересный пример японского модернизма – филармонический концертный зал работы Кунио Маэкавы. Но самое интересное в этом районе – это, конечно, старый трамвай, использующийся как туристический информационный центр.
• Канал озера Бива – музей и сохранившиеся артефакты. Построенный в конце 19 века канал, связавший озеро Бива с Киото, был одним из знаковых проектов эпохи индустриализации Японии.
• Гинкаку-дзи – серебряный павильон.
• Сад и музей Хасимото Кансэцу. Хасимото Кансэцу (1883-1945) был известным в Японии художником в жанре нихонга (традиционная японская живопись). Он разбил сад в традиционном японском стиле, в котором разместил свою коллекцию японских древностей.
• Философская тропа – променад вдоль старого русла канала озера Бива. Назван так в честь японского философа, профессора философии Киотского университета Китаро Нисидо, который, говорят, действительно ежедневно гулял по этому маршруту, обдумывая философские идеи (совсем как Кант в Кёнигсберге).

DSC_0049.JPG
Часть храмового комплекса Киёмидзу-дэра (Храм чистой воды). И да, японские школьницы в матросских костюмчиках (школьная форма). Совсем как в аниме!

DSC_0082.JPG
Ворота святилища Хэйнан-дзингу.

DSC_0121.JPG
Храм Гинкаку-дзи (Серебряный павильон).

DSC_0144.JPG
Философская тропа вдоль канала озера Бива. Прогуливаясь по этой тропе, философ Китаро Нисидо размышлял над тем, как "примирить" западную и восточную философию.

DSC_0172.JPG
Судоподъемник канала озера Бива. Памятник истории техники.

День четырнадцатый: последний день в Киото, последний день в Японии
• Парк Умекохидзи – приятный парк, в котором установлено шесть старых трамваев. Кроме того, здесь есть действующая трамвайная ретро-линия. Ваш покорный слуга, разумеется, воспользовался ее услугами. А также – принял скромное участие в японских народных играх! Кроме того, в парке и его окрестностях установлено несколько десятков микро-памятников (Наверное, их нужно «ловить», как покемонов).
• Железнодорожный музей Киото – просто мега-музей и настоящая Вальгалла для фанатов железных дорог. История японских железных дорог от первых паровозов до Синкансенов. Веерное депо. Короткая музейная линия, по которой курсирует поезд с паровозом (не мог не прокатиться, разумеется).
• Вокзал Киото – один из немногих современных японских вокзалов, интересных с архитектурной точки зрения. Ну а для меня – фактически место, где я попрощался с Японией. Хотя после этого была и пересадка с Синкансена на аэроэкспресс в Токио, и ночлег в приаэпоротном отеле и, разумеется, перелет.

DSC_0198.JPG
Ретротрамваи в парке Умекохидзи.

DSC_0349.JPG
Парк Умекохидзи. Действующий ретротрамвай (не знаю, подлинный, или реплика; но если и реплика, то выглядящая весьма аутентично) на фоне микропамятника самому себе!

DSC_0238.JPG
Железнодорожный музей Киото, один из первых японских паровозов.

DSC_0301.JPG
Послевоенный поезд в железнодорожном музее Киото. Что бы там не говорили, но я остаюсь при своем мнении: транспортный дизайн 50-60х годов - высшая точка развития технического дизайна, как искусства. В контексте автомобилестроения этот стиль называют "детройским барокко". Ну а в данном случае пусть будет "железнодорожное барокко". Впрочем, я и обычное барокко люблю (да, у меня плохой вкус, и с этим ничего не поделать!), так что неудивительно, что и "транспортное барокко" мне нравится.

Моя Япония. Пара слов в заключение.

DSC_0201.JPG
Чебурашка в роди японского городового вагоновожатого (один из ретротрамваев в парке Умекохидзи). До свиданья, Япония!
Tags: #Япония, Япония, архитектура, железная дорога, музей под открытым небом, трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments