kneiphof (kneiphof) wrote,
kneiphof
kneiphof

Categories:

Японское путешествие. Пост-анонс. Он же - иллюстрированное оглавление

DSC_0084.JPG

Наконец-то я начал работать над серией постов о моем японском путешествии! Под катом - пост-анонс, он же - оглавление с фотографиями. По мере написания пункты оглавления будут заменяться активными ссылками. Что касается темпов, то высокими они не будут. Никак не чаще двух раз в месяц, а то и реже. Не исключено, что на написание серии у меня уйдет целый год. Посты будут писаться не в хронологическом порядке. Не обязательно каждый пункт в плане будет соотвествовать одному посту.

Предисловие и общие впечатления
Восточно-Азиатская библиотека Лёвенского университета – фактически мое путешествие началось именно здесь, а не в брюссельском аэропорту.
• Япония. Люди. Абсолютно субъективные впечатления о японцах. Об отношении японцев к иностранцам (с точки зрения туризма, а не эмиграции!). Пара слов о внешности японцев (пост без картинок).
• Религия в Японии. Аматэрасу, Будда и Христос.
• Япония. Общественный транспорт. Практические советы.
• Япония. Еда.
• Япония. Японский язык и иностранные языки в Японии.
• Японские стереотипы. Япония – страна будущего?
• Японские стереотипы. Япония – одно сплошное аниме?
• О японском отношении к памятникам истории и архитектуры.
• О японской архитектуре, классической и современной. А также – дилетантские рассуждения об особенностях японской эстетики в целом.
• Стакан дёгтя. О японском градостроительстве и урбанистике. Нелестно.

День первый. Токио: трамвайная линия Аракава и ее окрестности. Токио с «черного хода»
• Прошлое и настоящее токийского трамвая. Трамвайный мини-музей и взгляд в депо. А также: «буханка» - любимая машина токийских трамвайщиков!
• Парк Асукаяма – один из самых старых общественных парков Токио. Действующий мини-монорельс, а также паровоз и трамвай на детской игровой площадке. Краеведческий музей Асукаямы – история одного токийского района со времен мамонтов и до наших дней. Одзи-дзиндзя – первое синтоистское святилище на моем пути.
• Храм Кисимодзин-до, или Как я принял участие в буддистской церемонии.
• Сад Хиго-Хосокава и павильон Сосейкаку – токийская резиденция даймё Кумамото (Кумамон-мон-мон, Кумамон-мон-мон!).
• Секигути Басё-ан – сад Мацуо Басё, или Как я уподобился героям Куросавы.
DSC_0032.JPG
Современный трамвай линии Аракава

DSC_0012.JPG
Легендарный, я бы даже сказал - культовый (трамвайные фанаты меня поймут!) трамвай РСС в мини-музее рядом с депо линии Аракава.

DSC_0133.JPG
Храм Кисимодзин-до, где я принял участие в буддистском ритуале

DSC_0173.JPG
Сад Хиго-Хосоква в дождливую погоду

День второй: хаотичный Токио
• Пешеходная прогулка по нетуристическому Токио. Часть первая:Святилище Исихама-дзиндзя. Вечноцветущий сад Мукодзима-Хяккаэн. Пешком через японский частный сектор или Наблюдения за повседневной жизнью токийцев; Небесное дерево Токио – взгляд на город с высоты 350 метров; Храм Сэнсо-дзи – одна из главных туристических достопримечательностей Токио.
• Святилище Ясукуни-дзиндзя и музей Юсукан – храм японского милитаризма (буквально).
• Прогулка по вечернему Токио от окрестностей Императорского дворца до Акихабары или Долгий путь к Вальгалле анимешника.

DSC_0194.JPG
Сад Мукодзима-Хяккаэн. На заднем плане - башня Небесное дерево.

DSC_0209.JPG
Вы думаете, что Токио - город небоскребов и высоток? А вот и нет! По крайней мере - не только. Значительная часть Токио - двух-трехэтажный частный сектор.

DSC_0251.JPG
Храм Сэнсо-дзи. Место - туристичнее не бывает. Но я, к счастью, не из тех, кто "принципиально не ходит по туристическим местам" (и "скучным" музеям)

День третий: Иокогама mon amour
• Пара общих слов городе.
Трамвайный музей Иокогамы.
• По склонам Кокурико. Прогулка по холму Яматэ – «колониальному» району, в прошлом (сто лет назад) - месту жительста европейских и американских экспатов. Открытые для посещения европейские виллы. Европейские церкви. Парк Яматэ – первый в Японии парк в европейском стиле, а по совместительству – место рождения японского тенниса (музей тенниса прилагается). Музей Яматэ. Парк с видом на порт.
• «Хикава-мару» - ветеран японского гражданского флота.
• Морской фасад Иокогамы. Международный паромный терминал (морской вокзал) – фантастическое здание и потрясающее общественное пространство одновременно. Краснокирпичные склады, или Как превратить устаревшую портовую инфраструктуру в коммерческий центр. Небоскреб Ландмэрк-тауэр и парусник «Ниппон-Мару».

DSC_0409.JPG
В трамвайном музее Иокогамы.

DSC_0617.JPG
По склонам Кокурико. Бывшая европейская (так и тянет сказать - колониальная) застройка района экспатов Яматэ. Этот домик - музей Яматэ.

DSC_0727.JPG
"Хикава-Мару", судно-музей.

DSC_0767.JPG
Краснокирпичные склады. В прошлом - портовые склады, ныне - модные бутики.

День четвертый: токийская мозаика. Жизненная сила великого города
• «Дайго Фукурю-Мару» - трагедия «Счастливого Дракона», ставшего жертвой американских испытаний ядерного оружия.
• «И всюду жизнь». Мемориальный парк Иокоамитё – самая жизнеутверждающее мемориальное кладбище в мире. Мемориальный зал (храм) и мемориальный музей двух величайших трагедий в истории Токио: Великого землетрясения Канто 1923 года и бомбардировок 1945.
• Музей Эдо-Токио. История великого города.
• Прогулка по Токио от садов Императорского дворца (куда я не попал) до главного вокзала. Старый вокзал Токио. Пол-часа в парке Уэно.

DSC_0865.JPG
Мемориальный зал (храм) в парке Иокоамитё.

DSC_0910.JPG
В музее Эдо-Токио. Полноразмерная реконструкция театра кабуки периода Эдо.

DSC_0090.JPG
В музее Эдо-Токио. Послевоенное жилье. Как и во многих других странах, в первые послевоенные десятилетия в Японии массово строили многоквартирные жилые комплексы "для народа". В Советском Союзе примером такого жилья были хрущевки. Таким образом, японское жилье можно по аналогии назвать "хирохитовками". Так что обратите внимание - кухня хирохитовки!

DSC_0137.JPG
Главный вокзал Токио. Редкий пример сохранившейся колониальной архитектуры архитектуры периода Мэйдзи (1914 год).

День пятый: Нагоя
• Железнодорожный музей Нагои. Самые быстрые поезда в мире.
• Вечерняя прогулка по городу от вокзала до замка.

DSC_0152.JPG
Железнодорожный музей. Да это же... это же... это же... Галактический экспресс 999!!! (любители олдскульного аниме поймут)

DSC_0162.JPG
Железнодорожный музей. Головной вагон экспериментального маглева (поезда на магнитной подушке).

DSC_0180.JPG
Железнодорожный музей. Колесные пары от Синкансенов (скоростных поездов), например. В прошлом - моя профессия (прослезился).

DSC_0096.JPG
Замок Нагои. Красивый, но, увы, новодельный.

День шестой: Инуяма
Замок Инуяма – маленькое сокровище. Самурайский замок в городе Инуяма не только один из всего двенадцати сохранившихся подлинных замков феодальной эпохи, но и самый старый из них.
• Музей под открытым небом Мэйдзи-Мура – Япония, которую мы потеряли. Наследие эпохи вестернизации, модернизации и индустриализации Японии. А также: катание на самом старом поезде и трамвае Японии.

DSC_0145.JPG
Ворота замка Инуяма.

DSC_0287.JPG
Музей под открытым небом Мэйдзи-Мура. Японская готика - интерьер церкви Св. Павла из Нагасаки (1879 год), одной из первых церквей, построенных в Японии после снятия запрета на христианство.

DSC_0326.JPG
Музей под открытым небом Мэйдзи-Мура. Еще вам японской готики - англиканская церковь Ст.-Джон из Киото (1907 год). Подозреваю, что в данном случае прихожане были в основном экспатами, а не японцами. Все-таки англиканство - во многом "этническая" конфессия.

DSC_0226.JPG
На территории музея Мэйдзи-Мура функционирует ретротранспорт. Паровоз №12 - подлинный паровоз 1874 (!) года, работавший на первой в Японии железной дороге Токио-Иокогама (открыта в 1872 году).

DSC_0232.JPG
Другой, не менее романтичный вид ретротранспорта, функционирующий в Мэйдзи-Муре - трамвай из Киото. В 1895 году Киото стал первым городом Японии, где начал функционировать электрический трамвай. Данный вагон - 1910 года постройки. Учтивый вагоновожатый!

День седьмой: Окаяма – город легендарного Момотаро (персикового мальчика)
• Сад Коракуэн – один из трех самых красивых садов Японии. Замок Окаямы – новодельный, но красивый. Променад вдоль старого канала. Святилище Тамайгутосёгу.
• Окаямский трамвай – одна из самых маленьких классических трамвайных систем Японии. Удалось проехать полностью.

DSC_0632.JPG
Памятник Момотаро перед вокзалом Окаямы. Момотаро (персиковый мальчик) - известный персонаж японского фольклора. Считается, что он появился на свет именно в Окаяме. Как можно догадаться, Момотаро "родился" из косточки персика!

DSC_0356.JPG
Замок Окаямы. Красивый, но абсолютно новодельный (построен из железобетона после Второй Мировой войны).

DSC_0377.JPG
Сад Коракуэн.

DSC_0424.JPG
Архаичный, но симпатичный (я бы даже сказал - милый) трамвай.

День восьмой: остров Сёдосима – японское Средиземноморье
Часть перваяПара общих слов о Сёдосиме и Внутреннем Японском море. Морское путешествие из Окаямы.
Часть втораяО дружелюбии сёдосимцев, или Как мне устроили индивидуальную автобусную экскурсию; Ущелье Канкакей – одно из трех самых красивых ущелий Японии. Канатная дорога и горная прогулка; Кино-деревня. Пара слов о фильме и романе «Двенадцать пар глаз» - классике японского кинематографа и литературы; Морская прогулка через бухту на моторной лодке; Прогулка по Оливковому саду.

DSC_0493.JPG
Скалы ущелья Канкакей.

DSC_0508.JPG
Вид с горы.

DSC_0528.JPG
Интерьер японской сельской школы середины прошлого века. Тематический парк "кино-деревня", посвященный фильму "Двенадцать пар глаз".

DSC_0597.JPG
Ну чем не Эгейское море? Вид из оливкового сада. Небольшое современное здание - часовня-памятник, посвященная тому, что в 1586 году 1400 жителей острова Сёдосима одними из первых в Японии приняли христианство.

День девятый: Хиросима – город мира
• Парк мира и его памятники, Атомный купол, Мемориальный музей мира, Национальный мемориальный зал мира и жертв атомной бомбы.
По атомным местам. Здания, пережившие атомную бомбардировку и другие места, связанные с атомной бомбой. Хиросимское отделение банка Японии. Выставка рисуков, выполненных свидетелями атомной бомбардировки – одно из самых страшных впечатлений моей жизни. Музей начальной школы Фукуро-Мати, почти все ученики и учителя которой погибли от последствий атомной бомбардировки. Музей расположен в действующей школе. Эпицентр взрыва.
• Хиросимский трамвай. Также известен, как Хиродэн. Трамвайная система Хиросимы – самая большая в Японии. Система сохраняет классический характер. К сожалению, удалось проехать лишь небольшую часть.

DSC_0663.JPG
Более, чем классический вид - так называемый "Атомный купол" в Парке мира.

[Далее - не то, что бы особо шокирующие фотографии, но информация может испортить вам настроение.]DSC_0736.JPG
Здание хиросимского отделения Банка Японии. Одно из зданий, выстоявших в атомную бомбардировку. А вот почти все люди, находившиеся в нем в момент взрыва, позднее умерли от лучевой болезни. 380 метров от эпицентра.

DSC_0756.JPG
"Атомный" музей начальной школы Фукуро-Мати (460 метров от эпицентра). Если я все правильно понял, из всех учителей и учеников, находившихся в школе в момент взрыва, выжили только двое учеников, которые опоздали на урок, и в момент взрыва находились в подвале, где были переодевалки. Остальные получили высокие дозы облучения и умерли от лучевой болезни. Вскоре после взрыва здесь размесился пункт первой медицинский помощи. Надписи на стенах оставлены людьми, которые пытались разыскать своих родственников, или сообщить что-то о себе. Школа продолжает функционировать (!), музей занимает лишь небольшую часть здания действующей школы.


День десятый: священный остров Миядзима (Ицукусима)
• Святилище Ицукусима – «плывущее» святилище, памятник Всемирного наследия.
• Музей истории и фольклора Миядзимы.
• Гора Мисэн – канатная дорога, храмы и святилища, прогулка по горным тропам.

DSC_0795.JPG
Остров Миядзима.

DSC_0802.JPG
Ворота-тории святилища Ицукусима. Место сверхтуристическое, но впечатление производит очень сильное, поверьте.

DSC_0877.JPG
Вид на Внутреннее Японское мое с горы Мисэн.

День одиннадцатый: по причине моей фантастической тупости (а также плохой погоды), день фактически пропал. Намудрил с поездами, в связи с чем на дорогу от Хиросимы до Киото ушел практически целый день.

День двенадцатый: первое знакомство с Киото
• Храм Кинкаку-дзи – знаменитый Золотой Павильон.
• Два музея. Музей художника и архитектора Инсё Домото (1891-1975), прошедшего творческий путь от традиционной японской живописи (нихонго) до абстракции. Музей Мирового мира, антивоенный музей, во многом – музей-покаяние. Антитезис Ясукуни.
• Храм и сад камней Рёан-дзи – пожалуй, самый известный дзен-сад в мире.
• Храм Нинна-дзи – очень большой храмовый комплекс.
• Трамвай Киото. Также известен, как Рандэн. Не совсем классический трамвай, скорее «мини-электричка». Но все же. Удалось проехать систему полностью, благо она небольшая (всего две линии).
• Арасияма – туристический район на окраине Киото. Скорее напоминает сельскую местность, чем часть большого города. Поскольку добрался я туда уже вечером, ограничился прогулкой по парку и бамбуковой роще.

DSC_0927.JPG
Золотой павильон Кинкаку-дзи.

DSC_0937.JPG
Музей художника Инсё Домото, спроектированный им самим.

DSC_0973.JPG
Сад храмового комплекса Нинна-дзи.

DSC_0011.JPG
Трамвай Рандэн. Ну разве я могу без трамвая? "Рандэн" - не марка трамвая, а разговорное прозвище трамвайной системы. Киотцы часто говорят не "поехали на трамвае", а "поехали на рандэне" (только по-японски, конечно).

День тринадцатый: Киото классический и современный
• Киёмидзу-дэра – храм чистой воды. Один из самых знаменитых и красивых храмовых комплексов Японии.
• Хэйнан-дзингу и окрестности. Святилище Хэйнан было построен в 1895 году в память о 1100-летии основания города в стиле периода Хэйан (11-12 век). Рядом – муниципальный музей искусства в стиле тэйкан-дзукури (псевдоисторический имперский стиль первой половины 20 века), префектурная публичная библиотека в здании конца 19 века (ну, от старого здания там один фасад, но по японским меркам это уже неплохо) и интересный пример японского модернизма – филармонический концертный зал работы Кунио Маэкавы. Но самое интересное в этом районе – это, конечно, старый трамвай, использующийся как туристический информационный центр.
Канал озера Бива – музей и сохранившиеся артефакты. Построенный в конце 19 века канал, связавший озеро Бива с Киото, был одним из знаковых проектов эпохи индустриализации Японии.
• Гинкаку-дзи – серебряный павильон.
• Сад и музей Хасимото Кансэцу. Хасимото Кансэцу (1883-1945) был известным в Японии художником в жанре нихонга (традиционная японская живопись). Он разбил сад в традиционном японском стиле, в котором разместил свою коллекцию японских древностей.
• Философская тропа – променад вдоль старого русла канала озера Бива. Назван так в честь японского философа, профессора философии Киотского университета Китаро Нисидо, который, говорят, действительно ежедневно гулял по этому маршруту, обдумывая философские идеи (совсем как Кант в Кёнигсберге).

DSC_0049.JPG
Часть храмового комплекса Киёмидзу-дэра (Храм чистой воды). И да, японские школьницы в матросских костюмчиках (школьная форма). Совсем как в аниме!

DSC_0082.JPG
Ворота святилища Хэйнан-дзингу.

DSC_0121.JPG
Храм Гинкаку-дзи (Серебряный павильон).

DSC_0144.JPG
Философская тропа вдоль канала озера Бива. Прогуливаясь по этой тропе, философ Китаро Нисидо размышлял над тем, как "примирить" западную и восточную философию.

DSC_0172.JPG
Судоподъемник канала озера Бива. Памятник истории техники.

День четырнадцатый: последний день в Киото, последний день в Японии
• Парк Умекохидзи – приятный парк, в котором установлено шесть старых трамваев. Кроме того, здесь есть действующая трамвайная ретро-линия. Ваш покорный слуга, разумеется, воспользовался ее услугами. А также – принял скромное участие в японских народных играх! Кроме того, в парке и его окрестностях установлено несколько десятков микро-памятников (Наверное, их нужно «ловить», как покемонов).
• Железнодорожный музей Киото – просто мега-музей и настоящая Вальгалла для фанатов железных дорог. История японских железных дорог от первых паровозов до Синкансенов. Веерное депо. Короткая музейная линия, по которой курсирует поезд с паровозом (не мог не прокатиться, разумеется).
• Вокзал Киото – один из немногих современных японских вокзалов, интересных с архитектурной точки зрения. Ну а для меня – фактически место, где я попрощался с Японией. Хотя после этого была и пересадка с Синкансена на аэроэкспресс в Токио, и ночлег в приаэпоротном отеле и, разумеется, перелет.

DSC_0198.JPG
Ретротрамваи в парке Умекохидзи.

DSC_0349.JPG
Парк Умекохидзи. Действующий ретротрамвай (не знаю, подлинный, или реплика; но если и реплика, то выглядящая весьма аутентично) на фоне микропамятника самому себе!

DSC_0238.JPG
Железнодорожный музей Киото, один из первых японских паровозов.

DSC_0301.JPG
Послевоенный поезд в железнодорожном музее Киото. Что бы там не говорили, но я остаюсь при своем мнении: транспортный дизайн 50-60х годов - высшая точка развития технического дизайна, как искусства. В контексте автомобилестроения этот стиль называют "детройским барокко". Ну а в данном случае пусть будет "железнодорожное барокко". Впрочем, я и обычное барокко люблю (да, у меня плохой вкус, и с этим ничего не поделать!), так что неудивительно, что и "транспортное барокко" мне нравится.

Моя Япония. Пара слов в заключение.

DSC_0201.JPG
Чебурашка в роди японского городового вагоновожатого (один из ретротрамваев в парке Умекохидзи). До свиданья, Япония!
Tags: #Япония, Япония, архитектура, железная дорога, музей под открытым небом, трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments