Nokto de la Galaksia Fervojo (kneiphof) wrote,
Nokto de la Galaksia Fervojo
kneiphof

Category:

Из жизни паровозов, стальных и деревянных

27 июня сего года из Мехелена в Ла-Лувьер (и то, и другое - в Бельгии) отправился грузовик. В этом событии не было бы ничего примечательного и интересного, если бы не перевозимый груз. На полуприцепе грузовика было установлено... два паровоза! Паровоз на автостраде (пусть и следующий не своим ходом) - явление в любом случае довольно редкое, но этот кортеж был особо необычен, поскольку паровозы выглядели ну уж очень архаично.






Путешествие паровозов из одного конца Бельгии в другой стало последним (на данный момент) звеном истории, начавшейся без малого 180 лет назад.

5 мая 1835 года из Брюсселя в Мехелен отправился поезд. Не просто поезд, а первый поезд континентальной Европы. Правда ещё в 1827 году во Франции была открыта железная дорога Сен-Этьен - Андрезью, а в Австрии в том же году начала действовать железная дорога Будвайс (Чешские Будейвицы) - Линц - Гмунден; однако французская железная дорога была предназначена исключительно для грузовых перевозок, а австрийская использовала только конную тягу. Так что бельгийскую железную дорогу 1835 года можно назвать первой железной дорогой европейского континениа с регулярным пассажирским движением и паровой тягой.

Занимательная деталь: первый поезд должен был отправиться ровно в двенадцать часов, но отправление задержалось на 23 минуты. Так было положено начало одной из самых устойчивых бельгийских железнодорожных традиций...

Ещё одна интересная деталь: король бельгийцев Леопольд I почтил своим августейшим присутствием церемонию отправления первого поезда, но сам предпочёл остаться в Брюсселе. 

В первый день работы бельгийских железных дорог их обслуживало три паровоза: Stephenson, La Flèche (стрела) и L'Eléphant (слон). Именно о "Слоне" и пойдёт речь далее.

"Слон" был построен в Англии фирмой 
Charles Tayleur and Company по проекту Стефенсона. К сожалению сам "Слон" не сохранился до наших дней (он сохранялся до начала 20 века, но во время Первой Мировой войны немцы разобрали его на металл), но хорошее представление о внешнем виде этой исторической машины даёт деревянный макет в масштабе 1:1, построенный к 50-летнему юбилею бельгийских железных дорог в 1885 году. Этот-то "деревянный паровоз" и хранился в Мехелене до самого недавнего времени. И хранился он там не в одиночестве, поскольку компанию ему составлял другой "деревянный паровоз", также постоенный к юбилею 1885 года.

Второй деревянный паровоз является точной копией паровоза Le Belge (бельгиец). Если первые паровозы бельгийских железных дорог, открывавшие движение 5 мая 1835 года, были построены по заказу в Англии, то "Бельгиец" был построен в самой Бельгии на заводе в Серене (Seraing) рядом со Льежем. Правда "крёстным отцом" (владельцем завода, построившего этот паровоз) "Бельгийца" был выходец из Англии Джон Кокерил (John Cockerill), да и по конструкции он был явно очень близок к английским стефенсоновским паровозам, так что пыхтел он явно "с английским акцентом". Но всё-таки этот паровоз был первой ласточкой бельгийского локомотивостроения."Бельгиец" "родился" (выкатился за ворота завода) 30 декабря 1835 года. 

На одной из фотографий торжественной процессии, посвящённой 75-летию бельгийской государственности (1905 год), можно увидеть паровоз или макет паровоза:
(за открытку отдельное спасибо bruxelloise_ru !)

Может быть, это один из наших "знакомых"? Вроде похож на "Бельгийца", но я не стал бы утверждать это с полной уверенностью.

К сожалению в Бельгии, несмотря на её богатую железнодорожную историю, не сложилось с железнодорожными музеями. Раньше музей был на Северном вокзале Брюсселя, но несколько лет назад его прикрыли. Правда в этом музее был только один настоящий паровоз, Land van Waes 1845 года постройки. Но в то же время музей имел богатую коллекцию моделей, устройств сигнализации, униформ железнодорожников и т.д. К счастью, "в закормах" бельгийских железных дорог имелся и другой исторический подвижной состав. Паровозы и вагоны хранились в так называемом "музейном хранилище" в Лёвене. Для широкой публики хранилище открывалось в лучшем случае раз в год.

Ещё один небольшой, но симпатичный музей находился в Мехелене. Деревянные паровозы "Слон" и "Бельгиец"
как раз и были двумя главными "жемчужинами" его коллекции. Музей возник в конце семидесятых-начале восьмидесятых годов по инициативе работников Центральных мастерских бельгийских железных дорог. На территории этих мастерских музей и находился. Самостоятельный интерес представляло и само помещение музея: цех мастерских, построенный ещё в 1837 году! Наравне с вокзалом Мелле (рядом с Гентом), построенном вт том же 1837 году, этот цех является самым старым железнодорожным зданием Бельгии и, возможно, всей континентальной Европы. 

Музей был расположен на режимной территории мастерских, но первоначально он был доступен широкой публике (музей был открыт каждую субботу). Примерно лет десять назад руководство мастерских охладело к музею, и его начали потихоньку "гнобить". Возможность посещения музея широкой публикой ограничили несколькими днями в год. Году примерно к 2010 музей фактически прекратил существование. А тут как раз "несчастье помогло": здание музея оказалось в зоне сноса, которую освобождают для строительства дополнительного пути на линии Брюссель-Антверпен. Правда тут очень кстати (или некстати - это с чьей точки зрения посмотреть) "подсуетилось" ведомство по охране памятников истории, и повелело железнодорожному начальству сохранить историческое здание. И здание действительно сохранили: сейчас готовятся работы по его перемещению вглубь территории мастерских вне зоны сонса. Но "окончательное решение музейного вопроса" было уже осуществлено. Так что коллекции в переехавшее здание больше не вернутся.

Однако есть и "луч света в тёмном царстве": бельгийские железные дороги наконец-то серьёзно озаботились созданием настоящего полноценного музея! Новый музей будет расположен в Брюсселе, на станции Схарбек (Schaarbeek). Кроме того, у музея будут два филиала, в Остенде и Ла-Лувьере. Вот в Ла-Лувьерском филиале "деревянные паровозы" и разместятся. Открытие музея запланировано на 2014 год.

Извлечение одного из "деревянных паровозов" из здания бывшего мехеленского музея:
(эта фотография, как и первая фотография поста, переснята мною из журнала фотоаппаратом, поскольку у меня сейчас нет сканера. Так что не обессудьте за качество...)




Макеты в бывшем мехеленском музее:


Le Belge


L'Eléphant

(фото не мои, источник - http://www.mechelenblogt.be/2008/05/vondst-van-dag-0 , фотограф - Jan Smets)

Оригиналы (увы, не сохранились):

Le Belge


L'Eléphant


P.S. Как видно из текста выше, бельгийские железные дороги не особо лелеяли собственное историческое наследие (что, кстати, относится не только к подвижному составу, но и к зданиям. В 20 веке было снесено много интересных вокзалов). Хорошо хоть, что хотя бы в "музейном хранилище" сохранили некоторое количество паровозов и вагонов ("А ведь могли бы и в металлолом пустить!"). Зато ситуацию несколько исправляет общественная деятельность любителей железных дорог, которые поддерживают и эксплуатируют в туристическим режиме несколько музейных линий. 


Tags: Бельгия, железная дорога, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments